Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Книга откроет мир
«Школа — это, прежде всего, книга,
а воспитание — прежде всего, слово,
книга и живые человеческие отношения».
В.А. Сухомлинский
Библиотека в школе. Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность нашей школьной библиотеки — функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы.
Школа ставит задачу — создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра — оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
В работе нашей школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал. Во-первых, временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение одиннадцати лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка. Во-вторых, личностный фактор — фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)
В-третьих, фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
В-четвертых, фактор — читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя — ребенка.
Таким образом, школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, способным активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Фонд библиотеки нашей гимназии достаточно разнообразный. Он пополняется новыми интересными справочными изданиями, литературой по искусству, научно-популярными изданиями и современной художественной литературой. Двери библиотеки всегда открыты для желающих. На переменах в наших стенах появляется много детей, которым необходимы не только программная литература, но и книги для учебных, социальных проектов, докладов, рефератов.
Несколько лет работает актив библиотеки, который состоит из восьми учеников разных классов. Они помогают работе библиотекаря: проверяют состояние учебников, ремонтируют учебники и художественные книги, чтобы продлить им жизнь. Наиболее понравившиеся книги проходят совместное обсуждение и даются советы их прочесть своим знакомым, друзьям и одноклассникам. Проводятся интеллектуальные игры, вечера-портреты, бенефисы писателей, слайды и презентации, буклеты «Классики, связующие нить», литературные гостиные «Благородное обаяние классиков».
Для первоклассников проводятся первые библиотечные уроки, на которых в игровой, занимательной форме ученики знакомятся с правилами поведения в библиотеке, с назначением библиотеки, с любимыми детскими авторами и их книгами. Первоклассники с удовольствием приходят записываться в библиотеку, чаще сами, иногда с родителями или бабушками.
Большой популярностью у ребят пользуются книги о животных, сказки авторские и народные, литература о космосе. Традиционным в нашей гимназии стал конкурс чтецов «Моя Родина», который часто проводится в школьной библиотеке.
О нашей библиотеке
59229 экз. – фонд учебников
4471экз. – справочная литература
600 экз. – программная художественная литература
24056 экз. – художественная литература
3896 экз. – научно-популярная литература
220 экз. – методическая литература
2 – периодические издания: "Учительская газета" и "Брянская учительская газета"
Библиотека является неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения. Помимо учебной, познавательной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством компьютерных сетей получают доступ к удаленным информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать много нового. Работники школьных библиотек осознают свою ответственную роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями информационного общества. Настоящим мы заявляем и торжественно подтверждаем понимание ответственности за гуманизацию жизни школы и призываем коллег выразить свою солидарность, поставив подписи под данной Декларацией.
Библиотека — структурное подразделение школы
Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности школы, обеспечивает читательское развитие ребенка, активизирует его творческий потенциал. Деятельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.
Гуманистическая миссия библиотеки
Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистическим ресурсам, воплощенным в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, развивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность страны. Школьные библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в этом педагогическом процессе.
Библиотека — пространство библиотечной педагогики
Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении всей жизни, формирует культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и индивидуального развития личности, организует физическое пространство библиотеки, обеспечивает удобное для самообразования и общения дружелюбное отношение к читателям. В отличие от классно-урочной деятельности учителей-предметников педагогическая деятельность школьного библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых учеников.
Библиотека — помощник учителей и родителей
Школьные библиотекари заботятся об имидже своей библиотеки и доверии к ней учеников, учителей и родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, помогают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьные библиотекари мотивируют их на поддержание традиций семейного чтения, укрепляющих духовное взаимопонимание в семье.
Библиотека — центр культурно-досугового общения
Школьные библиотеки предоставляют учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дискуссий по актуальным вопросам.
Библиотека — хранитель национального культурного наследия
Прошлое — ключ к будущему. Школьные библиотеки собирают, систематизируют, оцифровывают и пропагандируют литературные памятники истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.
Библиотечная политика
Школьные библиотеки предоставляют свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка, профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных физических возможностей не может самостоятельно пользоваться библиотечными фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.
Приложение к приказу № 222.2 от 03.10.2024г. «Месячник школьных библиотек (октябрь 2024 г.)»
Приказ № 222.2 03.10.2024 года «О проведении Месячника школьных библиотек»
Приказ № 170 29.09.2024 года «Об утверждении плана и режима работы библиотеки»
Приложение № 2к пр.№ 170 от 29.08.2024г. «График работы библиотеки»
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
(Андрей Дементьев)
Подробнее можно узнать из этого материала ...
Международный месячник школьных библиотек - 2023
Я книги выбираю с наслажденьем —
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая — как будто человек.
Одна — стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой — все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
(Лилия Охотницкая)
По традиции октябрь — это особый месяц в школьных библиотеках, ведь начинается Международный месячник школьных библиотек. В 2023 году девиз месячника — «Школьная библиотека: счастливое место, где процветают творчество и воображение».
Подробнее можно узнать из этого материала ...
Книжные выставки сентября
С книгой — в новый учебный год
Средь многих дат одна есть дата,
Которая так сердцу дорога.
В сентябрьский день советские солдаты
Освободили край наш от врага.
Много существует памятных дат в истории Брянского края, но есть особенный день — день освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.