Голоса истории
Создание и становление школы №24

Послевоенные годы были трудными для Брянска, как и для всей страны. Многие продолжали жить в землянках, город был разрушен. Исполнительный комитет Брянского городского Совета депутатов трудящихся принимает решение отвести под строительство школы на 400 мест участок земли площадью 10 500 м2 на территории Волровского поселка по улице Интернациональной.

Это и было место, где в 1949 году появилась новая школа №5.

01

23 сентября ее сдали в эксплуатацию. Здание строили пленные немцы, оно представляло собой двухэтажную постройку, к которой гораздо позже в середине 60-х годов) пристроили «крылья».

19 сентября 1956 года в связи с объединением городов Брянск и Бежица школе №5 был присвоен №24. Все скромно: отопление печное, удобства — во дворе. Но радости детей, которые сюда пришли, предела не было. Своя школа! За школой располагался участок земли, который разработали дети и учителя, устроили там грядки. На участке работали все ученики под руководством учителей ботаники Лидии Семеновны Бадаевой и Лидии Кузьминичны Евсеевой. Позже к ним присоединилась Галина Андреевна Моргунова.

Школа не просто растила цветы, фрукты и овощи. Она ежегодно принимала участие в выставках, где постоянно побеждала! На участке росла даже конопля (тогда это было обычное дело), ее использовали для изготовления веревок.

Имена первых учителей помнят все.

Первый состав учителей

Школу возглавил Иван Михайлович Калоша, участник Великой Отечественной войны. Затем директором стал Олег Иванович Минько, хорошо образованный человек, с большим чувством юмора. Дети запомнили его одетым в хороший костюм и галоши. В руках он носил связку ключей, мог сделать замечание проказникам... в форме легкого подзатыльника. Дети его любили, знали его справедливость и не обижались. Он вел почти все предметы естественно-математического цикла. Как-то доктор технических наук Анатолий Васильевич Татай взял его конспекты и был потрясен глубиной знаний школьного директора. Ученики Олега Ивановича поступали в ведущие вузы страны.

Коллектив учителей Класс 9б школы 24 1957 г.

В 1965 году директором был назначен Владимир Григорьевич Дорохов, а в 1968 году — Мария Трофимовна Рябова.

В то время в школе было 20 классов-комплеккомплектов, по два в каждой параллели. Учащиеся ходили в форме, в платье, в фартуках — как положено. А мальчики носили ковбойки и брюки.

В начале 60-х годов зарплата учителя начальной школы составляла 45-48 рублей, а у учителей старшей школы — 70 рублей. Учителей в поселке очень уважали, к ним ходили советоваться, они были истинной интеллигенцией поселка, воспитанными, сдержанными людьми, чистыми и бескорыстными. И детям, и взрослым было интересно с ними, учителя постоянно читали, помогали во многом разобраться учечикам и их родителям.

Школьный опытный участок Выпуск конца 50-х гг.

Шестидесятые годы — время создания знаменитого хора, слава о котором гремела на всю область. Его создал талантливый человек Георгий Митрофанович Цуцура. Без сомнения, хор стал визитной карточкой школы. Позже хор возглавил Александр Тимофеевич Воронов.

В 70-е годы школа тесно сотрудничала с шефами из воинской части 75100, командиром которой был Константин Тихонович Балашов. Шефы помогали ремонтировать школу летом, отзывались на все просьбы учителей и детей. Летом в школе работали ремонтные бригады, хдожники. Школа занимала первые места в кэнкурсе по подготовке к учебному году. А еще шефы оплачивали поездки детей в другие города большой страны.

Школа была центром культурной и просветительской жизни. В ней проводились лектории для родителей на самые разные темы.

Шефы школы из ВЧ 75100

Школа жила в одном ритме со всей страной. Это видно даже из названий мероприятий, проводимых в ней. «60 роз к 60-летию Пабло Неруды», доклады об Анжеле Девис, докторе Хайдере, политинформации на тему Карибского кризиса, ситуации на Кубе, на Доманском полуострове. Дети переписывались со школьниками Польши, Чехословакии, ГДР, Болгарии, ездили во многие страны по обмену.

Учащиеся школы проводили ярмарки солидарности, а деньги перечисляли в Фонд мира.

Вообще патриотическое воспитание было очень серьезным. Создали Музей боевой славы, там активно работала учитель истории Тамара Александровна Скоринова. Ветераны школы написали для юбилейной книги эссе-воспоминания. Мы имеем возможность от первого лица узнать об истории места, ставшего для многих людей по-настоящему родным и нужным. Школа №24, а теперь уже гимназия №4 может по праву называться колыбелью детства и юности.

На главную