ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

по теме «Деятельность образовательного учреждения по формированию регионально ориентированного профессионального выбора»

по направлению «Создание инновационной инфраструктуры обеспечения региональной системы непрерывного образования»

Обоснование инновации в целом, в том числе обоснование целесообразности ее внедрения на территории Брянской области

В настоящее время одной из значимых проблем развития Брянского региона является острая нехватка квалифицированных специалистов во многих отраслях экономики, но большинство абитуриентов области по прежнему хотят быть юристами, экономистами, финансистами, хотя рынок профессий ими перенасыщен. Для обеспечения успешного развития нашей области необходимо, в том числе, закрепление талантливой молодежи в области, её обучение по требуемым на Брянщине специальностям.

По данным государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» (2014-2020 г.) численность обучающихся по основным программам среднего профессионального образования на 1 января 2015 года. составила 23 173 человека; в профессиональных образовательных организациях −17 486 человек, из них в подведомственных департаменту образования и науки Брянской области −14 040 человек, в том числе 5 433 человека обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих . Доля выпускников 9-х классов, поступивших в профессиональные образовательные организации по образовательным программам подготовки рабочих кадров, служащих составила в среднем 24,6 %. Обучение осуществляется по 60 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, 125 специальностям профессионального обучения, 72 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена для 13 отраслей экономики региона. Средняя численность работников профессиональных образовательных организаций составляет 2 677 работников, в том числе педагогических работников 1 202 человека.

В настоящее время департамент образования и науки организует свою работу с предъявления современных требований к уровню подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в рамках ФГОС и привязки их к технологическим условиям производства. Созданы и действуют 16 многофункциональных учебных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций в качестве структурных подразделений. Изменена структура основных и дополнительных образовательных профессиональных программ. Проводится ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Значительно увеличилось количество предприятий, заключивших с профессиональными образовательными организациями Соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве. В рамках данных Соглашений работодатели осуществляют помощь в ремонте учебных комплексов, приобретении учебной мебели и оборудования, выплачивают обучающимся повышенную стипендию.

Но на сегодняшний день в Брянской областной службе занятости более 9 тысяч вакансий, 15% из них — для специалистов с высшим образованием, остальные — для рабочих профессий. За последние 15 лет в регионе не падает спрос на «рабочие» и технические специальности, востребованы программисты. Не хватает в области врачей, учителей и ветеринаров на селе, активно развивается сфера общепита, для нее нужны повара, в брянских больницах, особенно сельских, не хватает медсестер и врачей. Большой популярностью в области пользуются инженеры-сметчики, технологи, проектировщики. Программисты и системные администраторы находятся на пике востребованности. В Брянской области работают и расширяют производство большие животноводческие комплексы и филиалы межрегиональных агропромышленных холдингов. Это означает, что нужны молодые специалисты, знающие особенности ведения сельского хозяйства именно в нашей местности. На 100% будут востребованы в нашей области слесари, токари, электромонтеры, станочники, электрогазосварщики.

В Брянской области работают учреждения профессионального образования, которые способны обеспечить подготовку специалистов, необходимых области по всем перечисленным профессиям. Однако, многие выпускники школ ориентированы на поступление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга и последующее трудоустройство в этих городах. При этом уезжают из региона наиболее талантливые и перспективные молодые люди, имеющие хороший уровень подготовки. А в Брянских вузах — низкий конкурс и, следовательно, невысокий уровень подготовки абитуриентов.

В современной педагогике существует достаточно много методик и технологий профессиональной ориентации обучающихся, в российских школах широко используются современные образовательные технологии, однако, в Брянской области отсутствуют модели системной деятельности школ, направленные на закрепление молодежи в регионе, хотя работа по профессиональной ориентации ведется во всех образовательных учреждениях. Курс самоопределения изучаемый в 9 классе помогает обучающимся принимать решение о своем образовательном будущем после окончания основной школы.

Образовательные учреждения общего образования обладают особыми возможностями для формирования у учеников мотивации жизни и работы на Брянщине, т.к. именно школа взаимодействует с ребенком на протяжении 11 лет обучения, т.к. именно школа поддерживает тесные контакты не только с ребенком, но и с его семьей. Педагоги владеют современными образовательными технологиями, имеют большой и разнообразный опыт выстраивания отношений с ребенком. Все это позволяет назвать школу центральным звеном в формировании регионально-ориентированного профессионального выбора выпускника. Необходимы организационные модели, которые позволят школе выстроить целостную систему работы, на это и направлен представляемый проект.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Разработка организационной и содержательной модели деятельности образовательного учреждения по формированию регионально ориентированного профессионального выбора обучающихся.

Формирование регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся (далее — РОПВ) обеспечивается решением следующих задач:

  • развитие интереса обучающихся к Брянской области, осознание перспектив профессиональной деятельности на своей малой Родине;
  • формирование у обучающихся целостного образовательного маршрута школа (гимназия) — техникум, колледж, вуз;
  • формирование у учащихся устойчивой мотивации жизни и работы на Брянщине;
  • развития технических способностей и интересов обучающихся;
  • рост численности обучающихся, изучающих предметы на профильном уровне;
  • реализация практико-ориентированного компонента обучения при изучении всех предметов на второй и третьей ступенях образования;
  • обеспечение преемственности в организации освоения программ общего (среднего) образования и профессионального образования.

Проект «БРЯНСК и Я» включает в себя комплекс образовательных проектов (Рисунок 1), обеспечивающих системный характер деятельности гимназии по формированию РОПВ:

  • профессионально-орентированная программа внеурочной образовательной деятельности обучающихся 1-11 классов;
  • программа тьюторского сопровождения формирования региональноориентированного индивидуального образовательного плана обучающегося 3-11 классов;
  • программа психологического сопровождения профессионального выбора обучающихся 5-11 кл.
  • программа психолого-педагогического сопровождения «Профессия моего ребенка»
  • практико-ориентированные модули в образовательных программах по всем предметам учащихся 5-11 классов;
  • дистантные элективные курсы предпрофессиональной направленности для обучающихся 8-11 классов;
  • модель образования старшеклассника «Инженерный класс» на основе индивидуальных учебных планов (10-11 класс);
  • программа методического сопровождения учителя, работающего в программе «БРЯНСК и Я».

Рисунок 1

Исходные теоретические положения, на которые опирался соискатель в процессе разработки проекта (программы) и которые будут выступать концептуальными основами инновационной деятельность в случае присвоения статуса ОИП

Теоретическими основаниями данного проекта выступают идея регионально ориентированного образования, теории профильного обучения, адаптивной школы и тьюторского сопровождения.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8).

Разработка регионально-ориентированных проектов позволяет решать разноплановые задачи. Такие проекты призваны реализовать не только информационно-познавательные задачи, но и нацелены на выполнение социально-ориентационных задач, связанных с воспитанием у детей чувства принадлежности к ближайшему социуму, гордость за свой край, достоинства формирующегося гражданина, что в целом обеспечивает истоки формирования ценностного отношения к Родине. Педагогическая составляющая этого процесса предусматривает освоение и трансляцию ценностей «малой Родины», тем самым обеспечивая их закрепление в «образе мира» и «образе жизни» детей, знакомство детей с родным регионом как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик, позволяющих выстраивать собственный образовательный маршрут, жизненный план, осознавать свою связь с малой Родиной, видеть свою нужность на родной земле.

Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления накопившихся проблем в образовании, в том числе, связанных с реализацией подлинной индивидуализации и дифференциации в образовании. Оно становится вариантом организации личностно-ориентированного образования. Профильное образование направлено на формирование ценностного отношения к профессии, способствует становлению и осознанию обучающимся профессиональных планов. Так, в исследовании формирования профессионально-трудовых ценностей у старшеклассников в процессе профильного обучения Корбанович Т.В. показывает, что профильное обучение становится деятельностной стратегией развития личностных и профессиональных стратегий обучающихся.

Наиболее разработанной темой (с теоретической и методической точек зрения) является профильное обучение старшеклассников. Однако педагогическая практика и многочисленных психолого-педагогических исследования показывают, что профильное обучение старшеклассников не выполняет задачи подготовки кадров, необходимых региону. Педагоги настаивают, что целесообразно начинать профессиональную ориентацию обучающихся с первой ступени обучения. В настоящее время одной из перспективных линий развития профориентации школьников становится разработка комплексных профориентационных программ, ориентированных на весь период школьного образования.

Сегодня необходимо разрабатывать организационные модели, позволяющие школе эффективно реагировать на запросы региона в определении содержания и результатов обучения, сохраняя при этом возможность обучающемуся осуществлять свои образовательные выборы. Основой построения такой модели является теория адаптивной школы.

Теория адаптивной школы (д.п.н. Ямбург Е.А.) основывается на тезисе, что не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа должна адаптироваться к особенностям и задачам развития ребенка. Целями адаптивной школы являются формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения . Реализация этой цели достигается за счет формирования высокого образовательно-воспитательного фона гимназии и качественно подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществления личностно-ориентированного подхода, индивидуализации обучения. Адаптивная школа призвана помочь ребенку успешно социализироваться и быть эффективным, успешным членом общества. Для этого образовательное учреждение должно оказать педагогическую поддержку обучающемуся, помочь раскрыть ему его потенциал и компенсировать существующие нарушения развития.

Существует несколько десятков моделей адаптивных школ, использующих в своей работе различные педагогические технологии. Большие возможности для построения модели адаптивной школы, нацеленной на формирование регионально ориентированного профессионального выбора открывает использование технологии тьюторского сопровождения.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ сопровождения личности можно рассматривать личностно-ориентированный подход (Г.М. Анохина, Е.В. Бондаревская, Н.А. Морозов, С.А. Рогачев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Е.Г. Силяева, И.С. Якиманская и др.)

Базовой технологией реализации проекта является технология тьюторского сопровождения (д.п.н. Ковалева Т.М.). Тьюторство — это особый вид социальной образовательной деятельности, заключающейся в поддержке и сопровождении образовательной траектории обучающегося, вид гуманитарного педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия для осуществления и осмысления обучающимся самообразовательных действий.

Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, — раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного учащегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и уст ремлениями (образом будущего). Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. Подобное сопровождение основывается на принципе индивидуализации.

Должность тьютора уже де-факто существовало во многих учебных заведениях России, а с 22 мая 2008 года, благодаря приказу Минздравсоцразвития России и его регистрации Минюсте, получила юридическое оформление. Тьюторство в образовательной системе РФ призвано способствовать реализации политики Министерства ОиН РФ по инновационному развитию сферы образования и создать необходимые условия для индивидуализации образования.

Тьюторское сопровождение позволяет создать условия для управления обучающимся своей собственной образовательной траекторией. Использование тьюторских приемов и методов работы позволяет обеспечить повышение уровня преподавания, рост качества знаний обучающихся. Наиболее ярко эффекты тьюторского сопровождения проявляются в формировании компетентностей учащихся, связанных с практической деятельности.

Данный проект — разработка адаптивной модели образования обучающихся на основе современных образовательных технологий, позволяющая формировать у них устойчивый мотив выбора регионально-ориентированной профессии, ориентировать учащихся на поступление в учреждения профессионального образования Брянска, повышать уровень мотивации к обучению и работе на Брянщине, а, следовательно, и качество подготовки абитуриентов.

Этапы работы с указанием сроков их начала и завершения, прогнозируемые результаты по каждому этапу

Этап реализации проекта

Сроки начала и завершения этапа

Прогнозируемые результаты

Экспериментальный

2016-2019 г.

  • Участие 1000 обучающихся и 60 педагогов гимназии в реализуемых программах проекта
  • Программа профессионально-орентированной внеурочной образовательной деятельности (1-11 кл.)
  • Программа тьюторского сопровождения формирования индивидуального образовательного плана обучающегося (3-11 кл.) Программа психолого-педагогического сопровождения «Профессия моего ребенка»
  • Практико-ориентированные модули в образовательных программах по всем предметам (5-11 кл.)
  • Программа «Профессиональная проба» на основе тьюторской технологии (7-9 кл.).
  • Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся региональной направленности (7-11 кл.).
  • Программа предвузовского образования (8-11 кл.)
  • Программы дистантных курсов профильной направленности (8-11 кл.)
  • Программа методического сопровождения учителя, работающего в программе «БРЯНСК и Я»
  • Апробация дистантных курсов профильной направленности (8-11 кл.)
  • Апробация рабочих учебных программ отдельных предметов и курсов инженерного класса профильного и базового уровня (10-11 кл.)
  • Библиотека заданий практико-ориентированного содержания по гуманитарным и естественнонаучным предметам (5-11 кл.)
  • 2 семинара  для руководителей и учителей Брянской области по вопросам формирования региональноориентированного образовательного выбора обучающихся (в 2017-2018 уч.г. и в 2018-2019 уч.г.).
  • 3 отчета о ходе выполнении проекта (ежегодно).

Дескриптивноаналитический

2019-2021 г.

  • Модель деятельности образовательного учреждения по формированию регионально ориентированного профессионального выбора 
  • Модель педагогического сопровождения разработки индивидуального учебного плана обучающегося.
  • Модель тьюторского сопровождения разработки индивидуального образовательного плана.
  • Организационная модель изучения дистантных курсов.
  • Модель методического сопровождения учителя, работающего в программе "БРЯНСК и Я"
  • Анализ эффективности достижения результатов программы внеурочной образовательной деятельности   Рекомендации  администрациям образовательных организаций по вопросам организации работы формирования регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся
  • Конференция на базе гимназии по возможностям и проблемам формирования регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся
  • Научно-методические публикации по вопросам проекта
  • Отчет о выполнении проекта.

Календарный план реализации с указанием сроков и перечня конечной продукции

п/п

Перечень запланированных мероприятий

Содержание фактически проделанной за год работы

Сроки, место проведения мероприятий

Характеристика полученных результатов, тиражируемых продуктов

1.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Разработка, экспертная оценка и реализация программы внеурочной образовательной деятельности

2016-2017 уч.г.

гимназия

Программа профессионально-орентированной внеурочной образовательной деятельности для 1-11 классов

2.

Цикл мероприятий в рамках программы внеурочной образовательной деятельности

Проведение классных часов,  внеурочных занятий, воспитательных мероприятий, экскурсий, образовательных путешествий, работа кружков и центров

2016-2017 — 

2018-2019 уч.г.г.

гимназия

Апробация программы профессионально-орентированной внеурочной образовательной деятельности (1-11 кл.)

3.

Цикл мероприятий в рамках педагогического сопровождения индивидуальных учебных планов обучающихся

Педагогическое сопровождение формирования индивидуального образовательного запроса и разработки индивидуального учебного плана обучающегося. Издание локальных нормативных актов.

2016-2017 — 2018-2019 уч.г.г.

гимназия

Индивидуальные учебные планы обучающихся 10-11 классов

4.

Создание инженерного класса и учебный процесс в инженерном классе

Информирование социума о создании инженерного класса, издание локальных нормативных актов, комплектование инженерного класса. Реализация программ инженерного класса в рамках индивидуальных учебных планов

2016-2017 —2020-2021 уч.г.г.

гимназия

5 инженерных классов, 4 выпуска инженерных классов.

Апробация рабочих учебных программ отдельных предметов и курсов инженерного класса профильного и базового уровня.  

5.

Проектный семинар

Изучение нормативной базы, разработка учебного плана инженерного класса

2016-2017 уч.г.

гимназия

Учебный план инженерного класса на экспериментальный этап. Параметры и критерии оценки достижения результатов учебных программ инженерного класса Рабочие программы инженерного класса на экспериментальный этап.

6.

Дистантное изучение курсов профильной направленности

Разработка и реализация отдельных модулей дистантных курсов.

2016-2017 — 2020-2021 уч.г.г.

гимназия

Изучение обучающимися 811 классов дистантных курсов (по выбору)

Апробация отдельных модулей дистантных курсов.

7.

Педагогическая деятельность учителей

Педагогическое сопровождение обучающихся при изучении дистантных курсов

2016-2017 —

2020-2021 уч.г.г.

гимназия

Апробация организационной модели дистантных курсов.

8.

Мониторинга результативности проекта

Проведение мониторинговых процедур методами анкетирования, анализа продуктов деятельности, экспертной оценки. Обработка полученных данных. Проведение статистического анализа полученных данных. Обобщение результатов, формулирование выводов

2016-2017 —

2020-2021 уч.г.г.

гимназия

Отчет по результатам мониторинга

9.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Разработка, экспертная оценка и реализация плана региональноориентированных экскурсий «Карьера на Брянщине»

20172018

уч.г.г.

гимназия

План регионально-

ориентированных экскурсий

«Карьера на Брянщине»

10.

Круглый стол «Реализация проекта»

Анализ и обобщение хода реализации проекта 

май 2017, май 2018, май 2019, май 2020, май 2021 уч.г.г.

гимназия

Отчет о ходе выполнении проекта.

11.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Разработка, экспертная оценка и реализация плана образовательных путешествий «Брянское будущее»

2017-2018 уч.г.г.

гимназия

План образовательных путешествий «Брянское будущее»

12.

Семинар  для руководителей и учителей Брянской области по вопросам реализации программы «БРЯНСК и Я»

Представление и рефлексия опыта реализации проекта

зима 2018,

зима 2019 г.г.

гимназия

Обобщение и распространение опыта формирования региональноориентированного профессионального выбора обучающихся

13.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Разработка, экспертная оценка и реализация программы «Профессиональная проба»

2018-2019 уч.г. гимназия

Программа «Профессиональная проба» учащихся 7-11 кл.

14.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Разработка, экспертная оценка и реализация программы проектноисследовательской деятельности

2019-2020 уч.г. гимназия

Программа проектноисследовательской деятельности учащихся 7-11 кл.

15.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Анализ и обобщение опыта педагогического сопровождения разработки индивидуального учебного плана, разработка модели сопровождения

2019-2020 уч.г. гимназия

Модель разработки и педагогического сопровождения индивидуального учебного плана обучающегося 10-11 классов.

16.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Анализ и обобщение опыта тьюторского сопровождения разработки индивидуального образовательного плана, разработка модели сопровождения.

2019-2020 уч.г.

гимназия

Модель разработки и тьюторского сопровождения индивидуального образовательного плана обучающегося 10-11 класса.

17.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Анализ и обобщение опыта тьюторского сопровождения предпрофессиональной практики «Профессиональная проба», разработка модели сопровождения.

2019-2020 уч.г. гимназия

Модель предпрофессиональной практики «Профессиональная проба» на основе технологии тьюторского сопровождения.

18.

Педагогический совет

Анализ и обобщение результатов освоения  программ инженерного класса, итогов образовательной деятельности обучающихся инженерного класса, прохождения итоговой аттестации за годы реализации проекта

2019-2020 уч.г. гимназия

Анализ эффективности достижения результатов учебных программ инженерного класса

19.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Анализ и обобщение опыта работы гимназии по теме проекта, выделение типичных затруднений, анализ проблемам реализации проекта и способов их разрешения, подготовка текста рекомендаций

2019-2020 уч.г. гимназия

Рекомендаций администрацям ОУ по организации регионально-ориентированной профориентационной работы

20.

Методическая деятельность творческой группы учителей (проектный семинар, заседания группы)

Анализ и обобщение опыта методического сопровождения учителей в ходе реализации проекта, разработка модели методического сопровождения.

2020-2021 уч.г. гимназия

Модель методического сопровождения учителя, работающего в программе "БРЯНСК и Я"

21.

Заседание административнометодического совета

Анализ и обобщение результатов реализации проекта

2020-2021 уч.г. гимназия

Анализ эффективности достижения результатов программы внеурочной образовательной деятельности

22.

Конференция на базе гимназии «Формирование региональноориентированного профессионального выбора обучающихся»

Представление и рефлексия опыта реализации проекта

2020-2021 уч.г. гимназия

Распространение опыта реализации проекта

23.

Научнометодические публикации по вопросам проекта

Представление и рефлексия опыта реализации проекта

2020-2021 уч.г. гимназия

Распространение опыта формирования региональноориентированного профессионального выбора обучающихся.

Распространение опыта создания инженерного класса

Необходимые условия проведения работ: кадровые, учебнометодические, материально-технические, финансовые

В гимназии № 4 проводится большая инновационная работа по направлению модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.

В гимназии созданы необходимые условия успешной реализации данного проекта:

  • Кадровые:

В гимназии создан высокопрофессиональный педагогический коллектив. 59% учителей гимназии имеют высшую квалификационную категорию, 34% — первую.Учителя гимназии имеют звания: «Заслуженный учитель» — 2 человека, «Отличник народного просвещения» — 3, «Почетный работник Общего образования» — 15; награждены Почетной грамотой МОиН РФ — 32 чел.

Учителя гимназии имеют опыт инновационной экспериментальной исследовательской деятельности работы в течение более 10 лет в рамках Федеральной экспериментальной площадки «Подростковая школа как школа взросления», в рамках программ тьюторского сопровождения учащихся. 

  • Учебно-методические:

В гимназии осуществляется:

  • обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам (с 2011 г.);
  • реализация профильных программ по математике, русскому языку, физике, информатике, биологии, истории, обществознанию, английскому языку;
  • работа электронного журнала (с 2011 г.); • предпрофильное обучение в 9 классах;
  • дистантные элективные курсы в 9 и 10 классах;
  • организация занятий в 10-11 классах в лекционно-семинарской форме;
  • реализация программ тьюторского сопровождения профессионального самоопределения.

В гимназии № 4 реализован долгосрочный образовательный проект «Подростковая школа», выполненный по государственному контракту с Министерством образования и науки РФ. В ходе реализации данного проекта разработаны инновационное содержание образования подростка и технологий образования, соответствующих специфике содержания образования подростка, а также построено многовариантное образовательное пространство подростковой школы .

Фактически с 2000 г. весь образовательный процесс в гимназии строится на основе системно-деятельностного подхода: развивающее обучение в начальных классах, компетентностно ориентированное обучение в подростковых классах, личностно ориентированное образование в старших классах.

В гимназии № 4 разработаны и реализуются авторские программы в рамках новых образовательных технологий:

  • полного усвоения учебного материала, которая позволяет всем ученикам осваивать учебный материал в индивидуальном темпе и на разном уровне углубленности в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей;
  • тьюторского сопровождения — развитие осознанности и целенаправленности учебной деятельности в соответствии с индивидуальными образовательными перспективами, разработка индивидуального плана образования, связывающего этапы обучения в школе и последующего профессионального обучения ;
  • учебного проектирования — формирование целостной образовательной деятельности, направленной на получение практически значимого знания, решающего актуальные проблемы учебной деятельности ученика;
  • социального проектирования — развитие гражданской и личной активности ученика, принятие на себя ответственности за события своей жизни, формирование навыка конструктивного разрешения социальных проблем и выстраивания социальных ;
  • учебного исследования — развитие исследовательской компетентности обучающихся и личностного компонентов готовности к исследовательской деятельности старшеклассников.

В гимназии работает научное общество учителей и учащихся гимназии «Открытый мир» (с 2007 г.)

  • Материально-технические:

Гимназия имеет хорошую материально-техническую базу, необходимую для реализации проекта в том числе:

  • локальная внутришкольная компьютерная сеть с выходом в Интернет (проводной и беспроводной доступ);
  • наличие компьютеризированных рабочих мест учителя с выходом в Интернет в 27 учебных кабинетах;
  • 3 кабинета информатики и мобильный компьютерный класс;
  • мультимедийная библиотека электронный и цифровых образовательных ресурсов; - мультимедийный центр;
  • консультативный центр для учащихся гимназии (5-9 классы); - сайт гимназии (с 1998 г.);
  • электронный журнал в 1-11 классах ( с 2011 г.)
  • Финансовые:

У гимназии большой и успешный опыт самостоятельной финансовохозяйственной деятельности. В гимназии своя бухгалтерия, что позволяет вести эффективное финансово-хозяйственное управление.

Гимназия успешно оказывает платные образовательные услуги и не имеет нарушений, обоснованных жалоб родителей обучающихся, обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с финансовой деятельностью гимназии.

Критерии оценки результатов инновационной деятельности (в соответствии с пунктом 4 настоящей программы):

Критерии оценки в части результативности обучающихся:

  1. Доля обучающихся, участвующих в программах проекта «БРЯНСК и Я» — не менее 90%
  2. Доля выпускников из числа участников программы, поступившая в учреждения профессионального образования г.Брянска: не менее 80% из числа выпускников 9-х классов; не менее 60% — из числа выпускников 11 класса.
  3. Доля выпускников, поступивших в образовательные организации высшего образования по инженерной специальности, от общего числа выпускников инженерных классов — не менее 50%.
  4. Доля обучающихся, разработавших индивидуальные образовательные планы — не менее 80% от числа обучающихся 8-9-х классов — участников программ в рамках проекта «БРЯНСК и Я»
  5. Доля обучающихся, освоивших образовательные программы в рамках образовательного проекта «Инженерный класс» (далее — выпускники) и успешно прошедших государственную итоговую аттестацию от числа допущенных выпускников к государственной итоговой аттестации — 100%.
  6. Доля выпускников, получивших по профильным предметам на едином государственном экзамене баллы не ниже среднего по региону, от числа выпускников, сдававших экзамены по профильным предметам — не менее 60%. 
  7. Наличие обучающихся — победителей и призеров муниципального, регионального, Общероссийского этапов олимпиад и конкурсов.
  8. Наличие обучающихся — победителей и призеров конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ, проводимых образовательными организациями и учреждениями.
  9. Отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) обучающихся в связи с реализацией проекта.
  10. Отсутствие обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с реализацией проекта.

Критерии оценки в части достижения планируемых результатов:

  1. Разработана модель деятельности общеобразовательного образовательного учреждения по формированию регионально ориентированного профессионального выбора
  2. Разработана программа профессионально-орентированной внеурочной образовательной деятельности (1-11 кл.)
  3. Разработана программа тьюторского сопровождения формирования индивидуального образовательного плана обучающегося (3-11 кл.)
  4. Разработана модель проектирования и тьюторского сопровождения индивидуального образовательного плана обучающегося 10-11 класса.
  5. Разработана модель проектирования и педагогического сопровождения индивидуального учебного плана обучающегося 10-11 классов.
  6. Разработаны практико-ориентированные модули в образовательных программах по всем предметам (5-11 класс)
  7. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения «Профессия моего ребенка»
  8. Разработана программа психологического сопровождения профессионального выбора (5-11 класс)
  9. Разработана программа «Профессиональная проба» на основе тьюторской технологии (7-11 класс).
  10. Разработана модель регионально-ориентированной предпрофессиональной практики «Профессиональная проба» на основе технологии тьюторского сопровождения (7-11 класс).
  11. Разработан, реализован и описан опыт реализации плана образовательных путешествий «Брянское будущее»
  12. Разработан, реализован и описан опыт реализации плана региональноориентированных экскурсий «Карьера на Брянщине»
  13. Разработана программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся региональной направленности (7-11 класс).
  14. Разработана и описана модель предвузовского образования (8-11 класс)
  15. Разработаны программы дистантных курсов профильной направленно- сти (8-11 класс)
  16. Разработана организационная модель изучения дистантных курсов (811 класс).
  17. Разработана модель методического сопровождения учителя, работающего в программе «БРЯНСК и Я»
  18. Разработаны и описаны параметры и критерии оценки результатов реализации программы профессионально-орентированной внеурочной деятельности «БРЯНСК и Я»
  19. Разработаны рекомендации администрациям ОУ по организации регионально-ориентированной профориентационной работы
  20. Наличие созданных инженерных классов на 01.09.2017 — 1; на 01.09.2018 — 2; на 01.09.2019 — 2, выпущен 1; на 01.09.2020 — 2, выпущен 2; на 01.09.2021 — 2, выпущен 3. Всего создано 5 инженерных класса, осуществлено 4 выпуска инженерных классов
  21. Разработан учебный план, рабочие программы инженерного класса на экспериментальный этап. Проведена апробация рабочих учебных программ отдельных предметов и курсов инженерного класса профильного и базового уровня, выделены недостатки, проведена корректировка.
  22. Проведена апробация отдельных модулей дистантных курсов, выделены недостатки, проведена корректировка.
  23. Разработана библиотека заданий технического содержания по гуманитарным и естественнонаучным предметам из расчета не менее 10 заданий по каждому предмету на каждый год обучения.
  24. Проведены 2 семинара для руководителей и учителей Брянской области по формирования регионально-ориентированного профессионального выбора (в 2017-2018 уч.г. и в 2018-2019 уч.г.).
  25. Проведена конференция на базе гимназии по возможностям и проблемам формирования регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся «Формирование регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся»
  26. Опубликованы научно-методические статьи по вопросам проекта из расчета не менее 1 статьи каждый год реализации проекта.
  27. Представлены 4 отчета о ходе выполнении проекта и итоговый отчет о выполнении проекта.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, позволяющие оценить достижение критериев оценки результатов

С целью обеспечения контроля и определения достоверности результатов реализации проекта предусматривается проведение мониторинга результативности проекта с использованием следующих методов:

  • анкетирование (участников реализации проекта — администрации гимназии, учителей гимназии, обучающихся, их родителей);
  • анализ продуктов деятельности (материалы, созданные участниками реализации проекта в ходе осуществления своих функций);
  • экспертная оценка (администрации и учителей по вопросам реализации проекта);
  • статистические методы анализа данных о результатах образовательной деятельности обучающихся.

Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу, имеющихся в наличии и планируемых к разработке

При реализации проекта будут использованы разработанные ранее педагогами гимназии авторские материалы:

  • Комплексно-целевая программа воспитательной работы в гимназии
  • Индивидуальный учебный план старшеклассника.
  • Учебный план гимназии, реализуемый в классах учащихся с индивидуальными учебными планами.
  • Рабочие программы учителей 10-11 классов, реализуемые в рамках индивидуального учебного плана обучающегося.
  • Рабочие программы учителей по предметам, изучаемом на профильном уровне, в рамках индивидуального учебного плана обучающегося.
  • Рекомендации по разработке индивидуального учебного плана старшеклассника.
  • Материалы межрегиональных семинаров, проведенных командой педагогов гимназии в г. Тверь «Открытое образование и современная школа», «Тьюторские технологии в открытом образовании», «Использование информационно-коммуникационных технологий для решения задач дистантного образования», «Дистантные программы в индивидуальном учебном плане старшеклассника».
  • Материалы региональных семинаров, проведенных на базе гимназии, «Индивидуализация процесса обучения».
  • Материалы региональных семинаров, проведенных на базе гимназии, «Вопросы управления образовательным учреждением».
  • Методические рекомендации «Образовательное путешествие как форма открытого образования».
  • Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуальных учебных планов старшеклассника».
  • Методические рекомендации «Тьюторское сопровождение индивидуальных учебных планов»
  • Программа тьюторского сопровождения подростка.
  • Программа тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями.
  2. Приказ Росстата от 30.10.2009 N 237 (ред. от 19.08.2011) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» с изменениями.
  3. Государственная программа «Развитие образования и науки Брянской области» (2014-2020 г.)
  4. Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 11.03.2016г.№ 610/1 «Об инновационной деятельности в сфере общего образования Брянской области».
  5. Положение об организации инновационной деятельности в сфере общего образования Брянской области.
  6. Андреева Е.А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1(4). С. 14-17
  7. Андреева Е.А. Эволюция классической модели тьюторской деятельности и ее современные формы // Вестник ПАГС. 2010. №5. С. 140144
  8. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. — М.: Новый учебник, 2003.
  9. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». —  246 с.
  10. Комплексно-целевая программа регионально-ориентированного образования «Грани Урала». — http://www.uspu.ru/novosti/item/1151-vurgpu-razrabotali-regionalno-orientirovannuyu-programmu-graniurala.html
  11. Корбанович Тамара Владимировна. Формирование профессионально-трудовых ценностей у старшеклассников в процессе профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Корбанович Тамара Владимировна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т].- Москва, 2007.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3149
  12. Коротаева, Е.В., Андрюнина А.С. Научно-методическое сопровождение регионально ориентированных программ. —  http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenieregionalno-orientirovannoy-programmy-dlya-detey-doshkolnogovozrasta
  13. Образовательный проект «Инженерный класс в московской школе». — http://sch880u.mskobr.ru/inzhenernyj_klass/obrazovatel_nyj_proekt/
  14. Тьюторство: самоопределение в контексте современности / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. — Ижевск : Удмуртский государственный университет. ERGO. 2011.
  15. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара. — М.: АПКиППРО, 2009
  16. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон. - М. Речь, 2011. — 462 с.
  17. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности. - М. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2011. — 592 с.

На главную