Режим самоизоляции многое изменил и многому нас всех научил, скоро два месяца как мы учимся и учим дома. Для учителей, учеников и родителей нашей гимназии это стало сложным, но интересным опытом выстраивания совершенно новой модели образовательных отношений. И уже можно, и хочется обсудить, что у нас получилось.

Перед нами стояла трудная задача сохранения взаимодействия учителя и ученика в процессе образовательной деятельности как в режиме онлайн (взаимодействие в режиме реального времени), так и в режиме офлайн (взаимодействие, отложенное во времени). Именно взаимодействие создает образовательный процесс, который невозможно заменить самостоятельным чтением учебников и выполнением домашних заданий. Взаимодействие учителя и ученика поддерживает учебную мотивацию, обеспечивает объяснение нового материала, выявление типичных и индивидуальных затруднений, их преодоление, отработку заданий (задач) разного уровня сложности, контроль успешности самостоятельной работы учащихся.

За счет чего такое взаимодействие стало возможным?

В гимназии реализована единая для всех учащихся с 1 по 11 класс модель образовательной деятельности в условиях режима самоизоляции. Она включает в себя несколько ключевых средств организации взаимодействия учителя и ученика: 

1) Образовательный контент для учащихся гимназии на платформе ИСОУ "Виртуальная школа", создаваемый учителями гимназии. Контент формируется в соответствии с изучаемыми темами на основе урочного принципа (урок/тема/материалы к теме).

Материалы для самостоятельного изучения темы включают в себя:

• параграф учебника;

• текстовые лекции (конспекты, логические схемы, рабочие листы и т.п.);

• мультимедийные презентации;

• видеоуроки, размещенные на образовательных порталах и рекомендованные учителем для просмотра (Инфорурок, РЭШ, InternetUrok, LiameloN School и др.);

• тренировочные и проверочные (тестовые) задания для самостоятельной работы.

2) Онлайн уроки, проводимые учителями гимназии на платформе видеоконференций Zoom. Конечно же именно онлайн уроки сохранили целостность всей модели образования в условиях самоизоляции.  Онлайн уроки проводятся ежедневно (понедельник-пятница) по всем изучаемым предметам (в том числе технологии, физкультуре, ИЗО).

Продолжительность урока - от 20 до 30 минут. Между уроками перемены от 30 до 40 минут, которые дают возможность отдохнуть глазам и гаджетам наших гимназистов. Количество уроков в день от трех до шести. Уроки проводятся по расписанию, которое размещено на сайте гимназии (ПОСМОТРЕТЬ РАСПИСАНИЕ).

3) Предметные офлайн консультации  с использованием различных мессенджеров (Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, Viber) и средств письменных сообщений ИСОУ "Виртуальная школа"

4) Проверка и оценивание письменных работ учащихся учителями гимназии. Это - самый трудоемкий вид работы учителя, т.к. проверка это не только выставление отметки, но и комментарий к каждой работе ученика.

5) Электронный дневник ИСОУ "Виртуальная школа" - средство коммуникации с учащимися и родителями (сбор и выдача материалов, оценивание работ).

Как работает наша модель образования в условиях самоизоляции? 

• Учитель-предметник готовит и размещает материалы для самостоятельного изучения тем в Виртуальной школе, создает Zoom-видеоконференцию для проведения онлайн-уроков, готовит материалы к онлайн-урокам.

• Заместитель директора составляет расписание онлайн-уроков, сообщает его учителям-предметникам и классным руководителям, сообщает классным руководителям данные видеоконференций учителей их класса. Расписание онлайн-уроков размещается на официальном сайте гимназии.

• Классный руководитель сообщает детям и родителям расписание уроков класса и данные видеоконференций учителей класса.

• Учитель предметник проводит онлайн-уроки, выдает домашнее задание (на уроке и в Виртуальной школе). Домашнее задание включает в себя материал для изучения и задания для самостоятельного выполнения.

• Учащиеся выполняют задания письменно в тетрадях (в большинстве случаев) или в электронном виде, письменную работу фотографируют и отправляют файлы с работой учителю на проверку. Как? Возможно несколько вариантов: 1) файлы с заданиями прикрепляются в дневник ученика в Виртуальной школе; 2) отправляют через Vk, WhatsApp или Viber; 3) отправляют на электронную почту учителя.

• Учитель-предметник проверяет работы, выставляет отметки в журнал Виртуальной школы. Обсуждает типичные ошибки на следующем уроке, отправляет ученикам работы с комментариями (или только комментарии), что необходимо исправить, какие ошибки допущены. Многие учителя обсуждают с учениками офлайн (Vk, WhatsApp или Viber) возникшие трудности, консультируют их по сложным вопросам.

Для того, что бы все это заработано были изданы несколько приказов, регулирующих вопросы организации обучения в условиях самоизоляции (режим, формы и порядок организации обучения), учителя в конце марта дружно прошли курсы повышения квалификации на платформе "Академия "Просвещение"" по вопросам дистантного обучения, были проанализированы возможности доступа к онлайн-урокам гимназистов, учителя получили в гимназии ноутбуки для качественного ведения уроков.

В период дистанционного обучения как никогда актуален вопрос единого пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса. Для урочной деятельности  таким пространством стали Виртуальная школа и онлайн-уроки. Но особой ценностью гимназии всегда была внеурочная, внеклассная образовательная деятельность, формирующее целостное пространство уроков и внеурочных мероприятий, учеников отдельного класса и учащихся всей гимназии, взрослых участников образовательного процесса: учителей, родителей, технических работников. Недаром традиционное наше обращение - "жители гимназии". И особая задача последних недель - сохранение этой общности.

Кабинет воспитательной работы гимназии (Резаева Е.Ю., Сердюкова Е.А., Фёдорова Н.В.) стал виртуальным центром внеурочной жизни гимназистов, были пересмотрены традиционные формы воспитательной работы с обучающимися 1-11 классов для сохранения ключевого содержания образования. Его площадками стали официальная группа в социальной сети ВКонтакте "Изумрудный город" (https://vk.com/club101841261, администратор - Сердюкова Е.А.) и официальный сайт гимназии.

Вопреки всем сложностям режима самоизоляции силами ДОО "Содружество "Изумрудный город" были проведены знаковые для гимназистов мероприятия к 9 Мая:

• видеомитинг и фестиваль выразительного чтения "Чтобы помнили";

•  виртуальный "Бессмертный полк гимназии";

• историческая десятиминутка "Брянск на пути к победе";

• акции "Свеча Победы", "Окна Победы", "Награды ветерана", "Медаль ветерану".

Наши гимназисты активно осваивают новый формат сохранения взаимодействия "на удалёнке" - челленджи. Это создание тематических интернет-роликов, в которых гимназист выполняет задание на видеокамеру и размещает его в официальных группах гимназии, призывая присоединяться к себе. Были проведены челленджи "Моя любимая книга", "Я дома, и мне есть чем заняться", "Тренируемся вместе", которые быстро стали популярны, о чем свидетельствует и статистика просмотров, и количество участников.

В режиме самоизоляции на помощь пришел "Школьный экспресс" (редактор Грачева Е.А.), наша газета и наша социальная группа (https://vk.com/vgazetke), который стал площадкой, на которой можно обмениваться мнениями и делиться информацией. И пока бумажная версия "Школьного экспресса" не выходит, официальная группа "Школьного экспресса" в социальной сети ВКонтакте постоянно держит руку на пульсе: информирует о самом важном, проводит опросы, поднимает интересные темы.  Здесь можно встретить рассказы о своих буднях в период самоизоляции, советы от гимназистов, чем можно занять себя, не выходя из дома, обсуждения игр, книг и фильмов. На странице группы появилось много новых регулярно обновляющихся рубрик, посвященных истории, развитию науки и техники, актуальным вопросам образования, повышению культурного и интеллектуального уровня гимназистов. Расширение тематики и увеличение информационных потоков обусловлено увеличением количества желающих стать корреспондентами газеты. Стоит отметить, что именно в период вынужденной самоизоляции группа "Школьного экспресса" увеличилась, в нее вступили многие родители. Возросло также количество просмотров, да и общая  активность участников группы, согласно статистике, значительно повысилась. И, конечно же, вся эта ситуация стала хорошей "школой роста" для юных журналистов редакции "Школьного экспресса", ведь им пришлось искать новые темы и придумывать интересные способы подачи материала.

Безопасность в условиях распространения инфекции, соблюдение режима самоизоляции - важная тема и ей посвящена значительная часть постов, размещаемых на сайте и в официальных группах "Изумрудный город" и "Школьный экспресс". Но жизнь продолжается и  запущена новая акция творческих работ "День рождения - лучший праздник", а в рамках деятельности РДШ проведен большой историко-патриотический квест. В режим онлайн перешла и волонтерская группа гимназистов "Река жизни" (https://vk.com/reka_zhizni32), которая на своей странице ВКонтакте ведет пропаганду экологической культуры и трудового воспитания.

Кроме того, происходит активная регистрация родителей и обучающихся на портале "Навигатор дополнительного образования", обучающиеся и педагоги принимают участие в конференциях и творческих конкурсах по профилактике ДДТТ. Классные руководители проводят в режиме видеоконференций родительские собрания  по вопросам обучения и профилактики рискованного поведения несовершеннолетних.

Все активности поощряются баллами в копилку каждого класса, принимающего участие в конкурсе "Класс года", итоги которого будут подведены в сентябре 2020 года.

Всё ближе лето и завершение занятий. Режим самоизоляции продолжается, а поэтому традиционных майских линеек не будет? Конечно же будут! Будут стихи, будет "Слово директора", будет звенеть колокольчик, потому что сейчас уже отглаживаются белые рубашки  и блузки, гимназисты записывают ролики, монтируется видео, и скоро мы встретимся, пусть в сети, но встретимся на наших линейках, посвященных окончанию учебного года.

Так сложилось, что именно нам с вами досталось испытание "учебой дома".

У меня есть два интернет-мема, устойчиво ассоциирующихся с обучением в условиях самоизоляции: "Если ученые еще немного потянут, то вакцину от коронавируса придумают родители" и "Учителя просятся на работу, хотят хоть немного отдохнуть". Смешно и грустно. Но не только.

Как часто бывает именно кризисные ситуации становятся мощным импульсом к развитию.

Учителя гимназии справились! Справились и с Zoom, и с ноутбуками/планшетами/телефонами. Справились с отсутствием методик и нормативной базы, с висящими образовательными платформами и многострадальным электронным журналом, с виртуальными совещаниями и конкурсами аваторок учеников.

Справились, и поэтому состоялось главное:

каждый день наши гимназисты входят в класс

и видят учителя, который говорит:

"Доброе утро, дети! Мы начинаем наш урок." 

Беспалова Г.М., Резаева Е.Ю., Грачева Е.А.

На главную